SEAT – пробег 70 лет!
К сожалению, в нашей стране марка SEAT незаслуженно не очень известна и распространена. Однако в Европе дела обстоят по-другому. На самом «тяжелом» европейском автомобильном рынке Германии SEAT на протяжении многих лет уверенно входит в первую десятку самых продаваемых марок, а в общеевропейских продажах стабильно держит 15-16 место в первой «двадцатке».
На протяжении последних пяти лет SEAT (единственный из брендов Volkswagen Group) демонстрирует двузначный процентный рост и устанавливает собственные ежегодные рекорды продаж. В 2019 году было продано 574 078 автомобилей – лучший результат за всю историю компании.
Марка имеет массу поклонников и множество фан-клубов в разных странах.
А начиналось все ровно 70 лет назад, в мае 1950 года …
После окончания Второй Мировой войны Испания не попадала под действие плана Маршалла. Без внешней экономической помощи она могла рассчитывать только на собственные силы. Тем не менее программа развития страны, представленная испанским правительством, предусматривала превращение Испании в мощную индустриальную державу с развитой туристической инфраструктурой. Для решения задач создания тысяч новых рабочих мест и обеспечения зарождающегося среднего класса личными и коммерческими автомобилями в правительственную программу было заложено создание заводов по массовому производству легковых автомобилей.
9 мая 1950 года была учреждена новая компания SEAT S.A. (Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo, в переводе – «Испанское сообщество легковых автомобилей для туризма»), сокращенно – SEAT (рус/укр – Сеат).
Уставной фонд в размере 600 тысяч испанских песет внесли: Национальный институт промышленности (Instituto Nacional de Industria) – 51%, шесть испанских банков (Banco Urquijo, Banco Espanol de Credito (Banesto), Banco de Bilbao, Banco de Vizcaya, Banco Hispano-Americano и Banco Central ) – 42%, итальянская автомобильная компания FIAT – 7%.
Первым Президентом SEAT был выбран влиятельный человек и талантливый руководитель – Хосе Ортис Эчагуэ (Jose Ortiz Echague), бывший военный летчик и известный фотограф.
В качестве производственной базы FIAT предоставил автомобильный завод в Барселоне, на котором с 1919 года собирались автомобили этой марки.
Но с момента основания компании и до начала серийного производства прошло еще долгих 3.5 года. Первый автомобиль марки SEAT выкатился из сборочного цеха 13 ноября 1953 года. Им стал SEAT 1400, полный аналог FIAT 1400 образца 1950 года.
Новый автомобиль сразу приглянулся покупателям и пользовался спросом среди обеспеченной части общества, но… SEAT 1400 был слишком дорог для большей части населения страны. Испанцы, как и жители других стран послевоенной Европы, остро нуждались в доступном дешевом и экономичном автомобиле.
Таким автомобилем стал созданный великим Данте Джакоза (Dante Giacosa) FIAT 600. В 1957 году с конвейера в Барселоне начали выкатываться его испанские близнецы SEAT 600. Для Испании SEAT 600 стал именно тем автомобилем, который требовало население страны.
Маленький неприхотливый автомобильчик стал любимцем миллионов испанских семей и получил ласковое народное прозвище «Pelotilla» («Шарик»).
Постоянно совершенствуясь, SEAT 600 был символом автомобильной Испании и продержался на конвейере целых 16 лет, вплоть до 1973 года. Когда последний SEAT 600 двигался по сборочной линии, сотрудники завода встречали его с плакатом: «Naciste principe y mueres rey!» (в переводе – «Родился принцем, умер королем!»).
Помимо базовой модели, SEAT выпускал модификации, разработанные испанскими инженерами самостоятельно. Четырехдверный SEAT 800 и коммерческий фургон SEAT Formichetta никогда не производились в Италии, но продавались в европейских странах под маркой FIAT.
Собственно, именно в этот период и произошло зарождение школы испанских автоконструкторов. Хотя отныне все модели SEAT и повторяли итальянские машины, но несли свои специфические отличительные черты и имели свою номенклатуру модификаций.
К середине 60-х годов ХХ века в Европе сформировался средний класс, который стал предъявлять к автомобилям требования большего комфорта и мощности. В Испании такими автомобилями стали аналоги итальянской линейки: SEAT 124, стильный SEAT 124 Special и люксовый SEAT 125.
В 1969 году популярность испанских машин взлетела настолько, что в течение года общее количество выпущенных автомобилей SEAT выросло с 200 тысяч до 1 миллиона. Первым «миллионником» стал культовый SEAT 124.
К середине 70-х годов прошлого века производственных мощностей завода в Барселоне уже не хватает. Для расширения производства в 1976 году SEAT S.A. покупает завод Landaben компании AUTHI в Памплоне, куда переносит производство SEAT 124.
В общей сложности за время производства, продолжавшееся до 1980 года, с конвейера завода в Барселоне, а затем в Памплоне сошли чуть меньше девяти миллионов SEAT 124 всех модификаций, включая седаны, универсалы и двухдверные спортивные купе.
Именно в годы производства SEAT 124, задолго до объединения, впервые произошло сотрудничество SEAT и Volkswagen: в создании любимца молодежи принял участие Феличе Марио Боано (Felice Mario Boano) – один из руководителей кузовного ателье Ghia, создавший совместно с Луиджи Сегре (Luigi Segre) легендарный Volkswagen Karmann Ghia.
Но основной продукцией SEAT по-прежнему оставались небольшие массовые автомобили. В начале 70-х годов место бестселлера занял переднеприводный SEAT 127. Как и все предыдущие модели, испанская версия имела некоторые конструкторские отличия от «оригинала» FIAT 127 и свою линейку модификаций.
Для проведения все возрастающего объема инженерно-конструкторских работ в городе Марторель (неподалеку от Барселоны) был открыт «Технический центр SEAT». В задачи центра входит не только адаптация моделей FIAT к особенностям испанского рынка, но и работа над автомобилями собственной конструкции. В результате этих работ появилась первая модель, не пересекающаяся с модельным рядом FIAT, – SEAT 1200 Sport, знаменитая Bocanegra («черный рот»), ставшая национальным символом автомобильной Испании.
Автомобиль был создан на базе агрегатов FIAT 127 и при участии итальянского дизайнера Альдо Сессано (Aldo Sessano).
SEAT 1200 Sport задал концепцию SEAT на многие десятилетия вперед, вплоть до сегодняшнего времени – сплав спортивности, универсальности и привлекательного дизайна.
В 1979 году на конвейер в Барселоне стала испанская версия финалиста конкурса «Европейский Автомобиль Года 1979» – FIAT Ritmo. Спустя всего несколько лет эта модель послужила основой при создании первого «независимого» SEAT – SEAT Ronda.
Финальной «точкой» в долгом сотрудничестве итальянской и испанской компаний стала Panda. И хотя SEAT не имел права (начиная с 1982 года) на выпуск «копий» автомобилей FIAT, модель Panda, появившаяся на испанском конвейере в 1980 году, по специальному соглашению продолжала выпускаться до 1986 года.
В 1982 году, к визиту Папы Римского Иоанна Павла II, на базе SEAT Panda в единственном экземпляре был построен «папамобиль», на котором понтифик передвигался по Испании.
К 1982 году ни одна из сторон не выразила желание продолжить сотрудничество. FIAT погрузился в финансовые проблемы, и ему было не до кооперации. В свою очередь SEAT уже считал, что вырос из «детских штанишек» и может двигаться дальше самостоятельно, без «родительской опеки». Долю FIAT в уставном фонде SEAT S.A. в 1981 году выкупило правительство Испании.
Согласно документам, с 1982 года автомобили производства SEAT были обязаны иметь видимые отличия от близких им по классу машин FIAT. Тем не менее, не запрещалось применение узлов и технических решений итальянского автопроизводителя.
Первой самостоятельной моделью стал SEAT Ronda, построенный на базе FIAT Ritmo и вышедший на рынок в 1982 году.
На SEAT Ronda впервые в качестве логотипа появилась стилизованная буква «S», которая (с легкими изменениями) украшает испанские автомобили до сих пор.
Появление Ronda вызвало негативную реакцию со стороны FIAT, посчитавшего, что автомобиль «слишком похож» на FIAT Ritmo. Однако в 1983 году судьи Парижской арбитражной палаты, сравнивая оба автомобиля, вынесли решение в пользу испанской компании: «Отличия SEAT Ronda от FIAT Ritmo позволяют считать эти машины разными моделями».
К этому времени SEAT уже мало заботили претензии FIAT, так как уже были подписаны протоколы о намерениях с Volkswagen AG и вовсю шла завершающая стадия подготовки абсолютно нового автомобиля – SEAT Ibiza.
Появление в 1984 году SEAT Ibiza первого поколения было подобно взрыву! Автомобиль мгновенно стал хитом, а SEAT полноправно вошел в ряды европейских автопроизводителей.
С Ibiza SEAT вышел за пределы Испании, наладив экспортные поставки по всей Европе, включая Великобританию.
Но «самостоятельная» жизнь SEAT продолжалась недолго. 18 июня 1986 года, после покупки контрольного пакета акций SEAT (51% с последующим увеличением его доли до 75% в срок до 23 декабря 1986 года), Volkswagen Group стал мажоритарным акционером SEAT.
Спустя два года SEAT не только принес прибыль Volkswagen, но и предоставил недорогую производственную площадку для других моделей концерна, обеспечив 15.2% от общего объема производства группы в 1989 году. Кроме того, с помощью SEAT Volkswagen получил возможность выйти на относительно «свободный» в то время испанский рынок под брендами SEAT, VW и Audi.
18 декабря 1990 года Volkswagen Group приобрела 99.99% акций компании, что сделало SEAT первой не принадлежащей Германии немецкой дочерней компанией группы.
22 февраля 1993 года король Испании Хуан Карлос и вновь избранный (1 января 1993 года) председатель Volkswagen Group доктор Фердинанд Пиех открыли новый завод SEAT в Мартореле – один из самых современных и эффективных автомобильных заводов в Европе.
Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера нового автозавода, стали SEAT Ibiza второго поколения и SEAT Cordoba, созданный Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro). Спустя год Cordoba получит «двойника» в виде седана Volkswagen Polo Mk3.
В 1994 году в Ситжесе, прибрежном городке недалеко от Барселоны, был открыт Центр дизайна SEAT.
Но несмотря на усилия центра, первые модели SEAT в рамках Volkswagen AG, с некоторыми стилистическими отличиями, в основном повторяли немецкие модели.
Ситуация изменилась в конце 90-х годов с приходом в SEAT великого дизайнера Вальтера де Сильвы (Walter Maria de Silva), перед которым была поставлена амбициозная задача создать новый стиль SEAT. Де Сильва, работавший до этого много лет в Alfa Romeo, решил соединить итальянскую грацию с немецкой практичностью, которые вылились в создание концепции AutoEmocion, – спорт, красота, молодость.
Созданная им Ibiza третьего поколения на общей с VW Polo и Skoda Fabia платформе ярко демонстрирует «итальянский» спортивный стиль от экстерьера до интерьера, возбуждает красной подсветкой приборов и провоцирует на быструю езду по-немецки «зажатым» шасси.
В 2000-х годах «эстафету» от де Сильвы принял еще один мастер дизайна – Люк Донкервольке (Luc Donckerwolke). Маэстро смог развить концепцию AutoEmocion к следующему уровню – ENJOYNEERING (сочетание новых технологий с ярким дизайном и функциональностью).
Созданный им в рамках этой концепции SEAT Leon Mk3 стал обладателем множества наград автомобильных журналов и хитом продаж.
В 2016-2018 годах новый шеф-дизайнер SEAT Алехандро Месонеро-Романос (Alejandro Mesonero-Romanos) уверенно вывел компанию в самый насыщенный на сегодня рыночный сегмент – сегмент кроссоверов. SEAT Arona, SEAT Ateca и SEAT Tarraco громко заявили о себе и стали востребованными моделями на европейском рынке.
Время ожидания Ateca в Великобритании доходило до 9 месяцев, а в других европейских странах получение автомобиля покупатели готовы были ждать от 4 до 6 месяцев.
Успех Ateca позволил сделать его первым носителем нового бренда Cupra. До недавнего времени Cupra означала «горячие» версии моделей SEAT. Но в 2019 году было принято решение о создании отдельного бренда со своим модельным рядом. Первенцем новой линейки станет 310-сильный SUV – Cupra Formentor.
На протяжении своей истории SEAT не оставался в стороне и от автоспорта. В середине 70-х годов на трассах европейских ралли принимали участие различные модели SEAT, а в начале 2000-х мало кто мог соперничать в кузовном чемпионате WTCC с SEAT Leon TDI.
За свою 70-летнюю историю SEAT уверенно растет и формирует развитие автомобильной промышленности в Испании. Начав производство автомобилей в 1953 году с рабочей силой в 925 человек, сегодняшний SEAT – это более 15 000 сотрудников, а с учетом поставщиков и смежных производств, в общей сложности SEAT предоставляет около 100 000 рабочих мест.
С оборотом в 11.157 млрд евро в 2019 году и экспортом транспортных средств и компонентов, составляющих 81% оборота (9.041 млрд евро), SEAT является ведущим промышленным экспортером Испании. Кроме того, сегодня SEAT Martorell – это завод, который производит большинство автомобилей в Испании, втором по величине рынке автомобилей в Европе.
В этом году в самом центре Барселоны будет открыт культурный центр CASA SEAT, который станет местом, где можно узнать о мобильности будущего и стать участником множества мероприятий, которые станут важными в культурной повестке Барселоны.
SEAT живет, растет, развивается и смотрит в будущее с уверенностью. С юбилеем, SEAT!
09 мая 2020 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua
Источник: SEAT.InfoCar.ua