SEAT. Горячая испанская кровь

История марки

В автомобильной истории датой основания испанского бренда SEAT принято считать май 1950 года, однако немногим известно, что на самом деле история испанского автомобиля началась почти на десять лет раньше. Давайте вместе вспомним, как развивался этот бренд последние 60 лет!

Так выглядит главный завод SEAT сейчас

У истоков

Когда-то в автомобильной промышленности существовала практика построения поистине шикарных автомобилей, кузова которых делались отдельно от шасси, а индивидуальный заказ доминировал на массовым производством. Но стремительная индустриализация и глобальные потрясения начала XX века изменили этот уклад. Не обошла эта тенденция и Испанию - чего стоит легендарный бренд Hispano-Suiza! Но гражданская война, которая длилась в стране с 1936 по 1939 год, окончательно похоронила выпуск роскошных лимузинов. Однако год спустя, в 1940, инициативная группа предприятий и банков, куда в частности входила и Hispano-Suiza, создала "Иберийское общество автомобилей для туризма" (Sociedad Iberica de Automoviles de Turismo), а сокращенно SIAT. В планах было создать массовое производство легковых автомобилей, ориентируясь на потребности того времени. Но этим планам не суждено было сбыться. Точнее тем, кто стоял у их истоков, не дано было их осуществить.

Буквально через год предприятие национализировали при активном участии правительства генерала Франко. Идеи были самые благородные - наладить полноценное производство собственных автомобилей. Но во-первых, у страны не было опыта создания такого предприятия (с такими задачами), а во-вторых, после Второй мировой войны такие планы были просто неподъемными для в общем-то небогатой и порядком потрепанной страны.

SIAT пошел единственным верным для такого случая путем - начал искать крупного инвестора. Позднее, к слову, его путь повторил советский ВАЗ. В обоих случаях этим партнером стал концерн FIAT, к 1950 году довольно крепко стоявший на ногах. Выбор на итальянских партнеров пал еще и потому, что экономические и политические ситуации в Италии и Испании были схожими, а следовательно и рынки сбыта однотипны. Опыт фиатовцев наиболее легко переносился на просторы Испании. Да и для самого FIAT сделка была выгодной, поскольку открывала для изолированной после Второй мировой войны страны новые рынки сбыта и возобновление международного сотрудничества в целом. Фактически, производитель получал возможность сбывать свои машины только под другим брендом. В итоге стороны ударили по рукам и подписали трехсторонний контракт: Национальному Институту Промышленности принадлежал контрольный пакет акций (51%), шести испанским банкам 42%, а FIAT всего лишь 7% акций. Так в мировой автомобильной индустрии появилась еще одна марка - S.E.A.T. (Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo - т.е. не Иберийское, а уже Испанское общество).

SEAT 1400 - первенец марки

На постройку завода в специальной припортовой зоне свободной торговли Zona Franco близ Барселоны ушло около трех лет. И вот, в ноябре 1953 года, из его ворот выехал первый автомобиль - SEAT 1400. Конечно же, это была целиком и полностью модель FIAT, только имевшая свои логотипы.

Родство с FIAT было прописано даже на логотипе

Первые модели и автомобилизация страны

Поначалу сборка велась CKD методом, тобишь из машинокомплектов, и в сутки успевали собрать не более десяти автомобилей. Но очень быстро молодая компания начала становится на ноги, увеличивая производственные мощности и перенося выпуск комплектующих на местные предприятия. Уже в следующем году объем испанских комплектующих составлял примерно 93%. Еще через год, к моменту официального открытия завода (1955 год), с конвейера сходило уже семь тысяч машин. В дальнейшем темпы продолжали наращиваться. Но для небогатых испанцев 4-дверный седан с двигателем на 50 л.с. был люксовым автомобилем. Для народных масс требовался более доступный автомобиль.

И она появилась в 1957 году! Маленький SEAT 600 (в длину машина едва ли превышала 3 метра) так пришелся по душе испанцам, что стал не только культовым автомобилем, но и способствовал автомобилизации страны и даже началу испанского экономического бума, также известного в экономике под названием "Испанское чудо"! Простой, надежный и самое главное недорогой автомобиль был настолько популярен в стране, что к началу 70-х четверть автопарка страны состояла из "шестисотых". Не могу не отметить, что этот малыш отлично знаком и нашим автолюбителям. Узнаете? Это же легендарный "горбатый" Запорожец! Более подробно про историю его создания мы рассказывали в этой статье: ЗАЗ. Флагман и его легенды.

{ALBUM:seat600}

А SEAT тем временем решил увеличить 600, превратив его в 4-дверный хетчбек. Удлиненный малыш, получивший индекс 800, выглядел весьма потешно, но тем не менее неплохо продавался все время своего производства с 1963 до 1968 года. А еще "восьмисотый" можно считать первой самостоятельной разработкой SEAT, поскольку аналога у итальянцев он не имел. Но еще в начале шестидесятых компания успела отпраздновать выпуск стотысячного автомобиля.

Впрочем, не малолитражками едиными был жив испанский SEAT. В том же 1963 году начинается серийный выпуск модели 1500, которая стала логическим продолжением первенца марки 1400. Это был полноценный среднеразмерный седан, дополнившийся вскоре и кузовом универсал. К его дизайну приложил руку сам маэстро Пининфарина. 1.5-литровый движок мог разогнать автомобиль почти до 150 км/ч. Характерной особенностью модели стал салон на шесть мест.

SEAT 1500

Ну а вторая половина шестидесятых годов вообще стала богатой на эпохальные для марки события. В 1964 SEAT перебирается в штаб-квартиру в Мадриде, в 1966 в серию запускают SEAT 850 в разных кузовах, включая кабриолет, а в 1967 пересматриваются договоренности с FIAT. Последний увеличивает долю в испанской компании с 7% до 36% и обязуется всячески поддерживать и развивать совместный бизнес. Поскольку на то время SEAT был крупнейшим автопроизводителем в стране (были и другие, но они для нас малоизвестны), партнеры добиваются у правительства снятия запрета на экспорт и выходят на зарубежные рынки. Так были налажены поставки партий машин в Колумбию, Аргентину, Мексику и даже Финляндию!

{ALBUM:seat850}

В этом же году модельный ряд марки пополняется первым спортивным автомобилем в кузове купе - SEAT 850 Sport. По современным меркам это была настоящая малолитражка, ведь объем ее двигателя составлял всего 0,9 литра и развивал 52 л.с. Но небольшие габариты и малый вес позволял говорить о некоторой динамике.

Год спустя, в 1968, в серию запускают SEAT 124, годом ранее завоевавшую титул "Автомобиль года" как... правильно, FIAT 124! Как всем известно, эта же модель через несколько лет стала выпускаться на Волжском автозаводе в СССР под индексом "2101" и заложила основу для целого семейства "Жигулей". Но это уже совсем другая история. А в Испании производство просторного и современного седана очень быстро стало приближаться к отметке 200.000 автомобилей в год. И в этом же году SEAT отметил юбилей - с конвейера сошел миллионный автомобиль. 124 модель тем временем получает красивый кузов купе, а под индексом 1430 начинают продавать улучшенную версию седана (что-то вроде ВАЗ-2103).

{ALBUM:seat124}

Курс на спорт!

На пороге 70-х годов руководство фирмы серьезно задумывается о развитии двух направлений: выпуска собственных автомобилей и участия в автоспортивных соревнованиях. Для этого в Мартореле начинается строительство крупного научно-исследовательского центра, а при заводе организовывается "Департамент специальных автомобилей", главной целью которого была подготовка автомобилей для участия в раллийных соревнованиях. Только спустя 15 лет департамент трансформировался в полноценное отделение с громким именем SEAT Sport. Ну а первым детищем новообразованного подразделения стала модель SEAT 1200 в кузове купе. Ее дебют состоялся в 1975 году, а запуск в серию - в 1976.

Купе SEAT 1200 - первое детище отделения SEAT Sport

Но назвать 1200-ю полностью самостоятельной разработкой все же нельзя, да и без итальянцев здесь дело не обошлось. Дело в том, что проектировалась она на основе прототипа NSU Nergal, который, в свою очередь, "нарисовал" итальянский дизайнер Альдо Сессано! Фирма NSU (та самая, которая разработала и пыталась внедрить в массовое производство роторный двигатель) переживала не самые лучшие времена и о выпуске новой модели пришлось забыть и продать разработку испанцам. Те же, в свою очередь, доработали прототип до серийного образца, перенесли двигатель вперед - изначально планировалась заднемоторная компоновка - и запустили в серию. Интересна эта модель и следом, оставленным в истории марки. Из-за облицовки передка черного цвета (она была из пластмассы), 1200-я получила прозвище Boca Negra ("Черная пасть" - исп.), которое впоследствии стало официальной приставкой в названии заряженных моделей. Хотя на самом деле носитель сего прозвища ни грозным видом, ни супер характеристиками (77 л.с. и 160 км/ч "максималки") не отличался.

В 1974 году в работу вступает завод в Мартореле и в этом же году SEAT отмечает выпуск 2-миллионного автомобиля. Это позволяет компании занять 8 позицию в десятке крупнейших автопроизводителей Европы. Обратите внимание, что уже в то время чувствуется спортивный уклон даже при производстве заимствованных моделей, а приставка Sport мелькает все чаще. Для укрепления этого имиджа Сеаты выходят на раллийные трассы, дабы померятся силами с корифеями автогонок. Громкий дебют в серии WRC состоялся в 1977, где специально подготовленный седан 1430 сумел войти в тройку призеров на престижном ралли Монте-Карло.

SEAT 1430 на ралли "Монте-Карло-1977"

В тоже году был начат выпуск трехдверного хетчбека 128, созданного собственными силами компании. Философия модели базировалась на трех аспектах: спортивности, многогранности и дизайне. Адресована она была в первую очередь молодым покупателям, но коммерческого успеха не имела. Кризисные времена в стране не способствовали богатству молодежи. А еще 128-я стала последней моделью, получившей цифровой индекс. После нее SEAT перешел на именные обозначения.

SEAT 128 - последняя модель с цифровым индексом

К концу 70-х испанский производитель расширяет модельную линейку интересной новинкой Ritmo - пятидверным хетчбеком с инновационным дизайном и техникой. Она становится самым продаваемой моделью SEAT и задает тон для будущих моделей следующего десятилетия. Но не стоит думать, что в гамме SEAT на то время были лишь небольшие автомобильчики, да машины, тяготеющие по своему внешнему виду к спортивным купе. В ее арсенале был средний седан 131 и более представительный заднеприводный 132, которые выпускались в конце семидесятых начале восьмидесятых годов.

Параллельно с этим наращиваются и технические возможности. Так, SEAT запускает собственное производство коробок передач и дифференциалов. А бензиновые моторы все чаще уступают подкапотное пространство дизельным собратьям. Поэтому даже несмотря на кризис, испанцам удается перешагнуть 3-миллионную отметку в производстве.

Разрыв с FIAT и новое партнерство

Но в 1980 году для компании настали непростые времена. Правительство Испании, которому подконтролен SEAT, начинает серьезные переговоры с главным инвестором - итальянским FIAT - об увеличении размера инвестиций. В свою очередь, фиатовцы не готовы к такому повороту событий и попросту не имеют возможности для серьезных денежных вливаний. Двухлетние препирания закончились разрывом отношений в 1982 году, после более чем 30 лет плодотворного сотрудничества.

Безусловно, SEAT не мог враз заменить все свои модели, по большому счету являвшиеся Фиатами, на что-либо собственной разработки. Поэтому выпуск части из них после 1982 года прекратился (седан 132), а остальные были перелицованы и названы другими именами. Такая участь постигла 127, ставшую Fura, Ritmo, превратившийся в Ronda и 131, ставший Malaga. И только малыш Panda продержался дольше других, до 1985, став впоследствии Marbella. Кстати, "самый маленький" удостоился чести быть выпущенным для гаража самого Папы Римского. Конечно же, в серьезно модернизированном виде и в единственном экземпляре. И не для того, чтобы пылиться среди прочих "подарков", а для того, чтобы использоваться по прямому назначению! Во время визита в Испанию в 1982 году, понтифик использовал именно этот Папамобиль.

"Папамобиль" на базе модели Marbella использовался в 1982 году

Как и следовало ожидать, "развод" двух крупных автомобильных компаний не прошел тихо и без скандала. Яблоком раздора стала модель Ritmo, ставшая причиной обвинения испанцев в плагиате. Итальянцы грозились "затаскать их по судам" и жаловались на то, что у них украли даже идею рестайлинга. Но сеатовцам каким-то образом удалось отстоять свою правоту. После этого пути FIAT и SEAT разошлись навсегда. Хочется добавить, что своеобразным символом разрыва стала смена логотипа. Вместо прописного названия SEAT на насыщенном красном фоне на радиаторной решетке стала красоваться стилизованная буква S. А вот красный фон со временем вернули - спортивно, все-таки.

SEAT Ronda - рестайлинговый Ritmo

Впрочем, горевали испанцы недолго. А если быть точным, то не горевали вовсе, а уже в том же 1982 году подписали партнерское соглашение с концерном Volkswagen, в составе которого пребывают до сих пор. За оставшуюся в гордом одиночестве испанку развернулась целая борьба, потому как на ее "руку и сердце" претендовали также японцы - Nissan, Toyota и Mitsubishi. По отдельности, разумеется. Но немцы оказались более настойчивыми и сумели предложить более выгодные условия - уж больно руководству концерна хотелось расширить свой портфель брендов (на то время в его состав уже входили Audi и NSU). Изначально немцы приобрели контрольный пакет акций SEAT, а к 90 году полностью выкупили бренд себе. Отметим, что верность немецкого расчета полностью оправдалась - SEAT не только начал приносить прибыль, но и стал отличной недорогой площадкой для выпуска моделей Volkswagen.

SEAT Ibiza стала бестселлером компании

Сразу после заключения сделки на мощностях SEAT налаживается выпуск Passat (в Испании Santana) и Polo (соответственно Derby). Ну а сам SEAT запускает в производство одну из самых успешных моделей - Ibiza (1984 год). Кроме собственно SEAT, к созданию будущего бестселлера причастны Italdesign, Karmann и даже Porsche. Они отвечали за дизайн, производство и моторы с коробками передач соответственно. Справедливости ради стоит отметить, что Ibiza была все-таки собственной разработкой компании, а партнеры лишь помогали по некоторым направлениям. Компактная снаружи, но при этом просторная внутри, Ibiza предлагалась 3-дверной, а с1986 года и 5-дверной с моторами объемом от 1.2 до 1.7 литра. Модель стала настоящим "хитом", продержавшись на конвейере почти десять лет и разойдясь тиражом в 1.3 миллиона автомобилей. Причем на экспорт автомобиль уходил так же хорошо, как и на домашний рынок. Это помогло SEAT удержаться на плаву, ведь его модельный ряд в середине 80-х был скромен: малыш Marbella (бывшая Panda), собственно Ibiza и уже немолодой седан Malaga.

За время производства Ibiza обросла множеством версий, но самой интересной мы бы назвали 100-сильную турбированную версию SXi (1988 год), которую смело можно считать предвестником заряженных испанских хэтчбеков. А финальным аккордом после смены поколений стала "Олимпийская" версия, выпущенная в аккурат к Олимпиаде-1992 в Барселоне. Ibiza тогда стала официальным автомобилем мероприятия.

Под крылом Volkswagen

В начале 90-х на смену снятой с производства Malaga и на подмогу оставшемуся модельному ряду приходит лифтбек Toledo. И хотя он разрабатывался SEAT и Volkswagen отдельно от других моделей, с этого времени многие немецкие разработки и компоненты начинают все больше и больше внедрятся в испанских автомобилях. Так, например, Toledo уже использовал платформу A2, на которой был построен Golf второго поколения. Но испанцы непременно старались внести свою изюминку, которая в основном выражалась в дизайне. Тот же Toledo первого поколения имел кузов лифтбек, хотя внешне выдавал себя за седан. Модель предлагалась с двигателями объемом от 1.6 до 2.0 литров и мощностью от 70 до 140 л.с.

SEAT Toledo I

1993 год ознаменовался выходом второго поколения Ibiza и открытием современного завода в Мартореле, способного выпускать две тысячи автомобилей в сутки. И хотя SEAT на то время целиком и полностью принадлежал концерну Volkswagen, на торжественную церемонию приехал сам король Испании Хуан Карлос I. Как и раньше, Ibiza выпускается в кузове хетчбек, а седану испанцы дают собственное имя Cordoba, расширяя таким образом модельный ряд. Чуть позже появится и универсал Cordoba Vario. Модель, построенная на платформе Polo, продолжает успех своей предшественницы и остается одним из лидеров в классе.

Да и темпы выпуска не стоят на месте, достигнув к 1995 году юбилейной отметки в 10 миллионов автомобилей. Памятной моделью стал SEAT Toledo. В этом же году дебютирует большой 7-местный минивен Alhambra, созданный в сотрудничестве в Volkswagen и Ford. Одновременно с этим SEAT активизируется на спортивной арене. Главными дисциплинами выбраны ралли, а затем кольцевые гонки. Уже в 96 году прототип SEAT Ibiza Kit Car выигрывает чемпионат WRC в своем классе, в последующие два года подтверждая доминирование еще двумя титулами.

Ibiza блистала и на раллийных трассах

После чего боевая Ibiza уступает место специально построенной и омологированной для чемпионата Cordoba WRC. Но очень скоро в руководстве спортивного подразделения понимают, что этому болиду очень сложно достойно противостоять конкурентам и решают свернуть раллийную программу, перейдя в кольцевой Чемпионат WTCC в начале 2000-х.

В 1997 году в серию запускают мини-хетчбек Arosa (близнец Volkswagen Lupo), который сменяет на посту откровенно устаревшую Marbella (Panda). Вместе с прекращением ее выпуска останавливается и старейший завод SEAT в Zona Franca. Это знаковое событие знаменует окончательное завершение "эпохи FIAT".

Но судьба капризна и иронична - в 1999 году в SEAT приходит шеф-дизайнер Вальтер де Сильва, который впоследствии будет определять стилистику всего модельного ряда. До этого маэстро де Сильва трудился где бы вы думали? Правильно, в концерне FIAT! Его перу, а точнее карандашу принадлежит облик таких моделей, как Alfa Romeo 145, 156 и 147. Ну а первым детищем в SEAT стало третье поколение Ibiza, увидевшее мир в 2002 году.

SEAT Ibiza III - первая модель, нарисованная Вальтером де Сильва

А вот второе поколение Toledo дебютировало раньше (1998 год), поэтому ее дизайнерское авторство принадлежит Джорджетто Джуджаро (и снова итальянец, работавший в том числе и на концерн FIAT!). Модель лишилась своей харизмы лифтбека, превратившись в классический седан. Зато с ней испанцы проделали такой же фокус, как и не так давно с Ibiza, только наоборот: кроме седана создали еще и хетчбек, но нарекли его другим именем, Leon (1999 год). Этот год можно также считать знаковым для любителей "заряженных" гражданских SEAT. Под занавес выпуска второго поколения, Ibiza получила заряженную модификацию Cupra мощностью 155 л.с. А год спустя вышла уже Cupra R на 180 л.с! Впоследствии версии Cupra и Cupra R появились и у модели Leon. А еще в 1999 на Женевском автосалоне компания презентовала новый логотип.

На грани тысячелетий SEAT празднует свой 50-летний юбилей и демонстрирует новый имидж марки, который заключается в кардинальной смене стиля, но не идеологии. Машины с буквой S на решетке радиатора по-прежнему адресованы молодой и почитающей спорт аудитории. Именно поэтому в 2002 году, при внутренней реорганизации бренд SEAT попадает в один дивизион с Audi и Lamborghini. В следующие два года испанцы выдают на гора целое трио новинок: Leon и Toledo выпускаются в новых поколениях, а в классе семейных авто дебютирует модель Altea. Спустя пару лет она подрастет до Altea XL, а в 2007 получит внедорожную модификацию Altea Freetrack.

А вот малыш Arosa, наоборот, покидает рынок (2004 год). На то время такие модели еще не были настолько сильно востребованы, поэтому к его выпуску компания вернулась только в 2011 с новичком Mii. Самым смелым из дебютантов однозначно был Toledo, который на то время являлся флагманом марки. Из-за своего смелого дизайна - по большей части кормы со стойкой наклоненной в обратную сторону - его было тяжело классифицировать по типу кузова, а на большинстве рынков покупатели не поддержали кошельком такой оригинальный стиль. Хотя сама по себе модель была довольно удачной. Так или иначе, ее производство свернули уже спустя четыре года.

SEAT Toledo третьего поколения был очень экстравагантен

А вот Leon попал в масть! Красивый и динамичный хетчбек олицетворял собой современный SEAT, а поэтому очень быстро находил покупателей. Тем более, что инженеры постоянно подливали масла в огонь, выпуская все более заряженные версии, а успехи в WTCC только подстегивали интерес. Мощность гражданских машин довели до 286 л.с. (Copa Edition), а специальная лимитированная серия Cupra 310 Limited Edition, выпускавшаяся всего год, была едва ли не самым мощным серийным SEAT за всю его историю, развивая 310 л.с!

310 сил на передний привод - это смело!

Под конец первого десятилетия XXI века дебютирует новая Ibiza (уже в четвертом поколении), а вслед за ней Leon и Toledo. В SEAT отказались от смелых экспериментов с дизайном, поэтому Toledo вернулся к истокам и снова стал лифтбеком. Зато Leon открыл новую для себя нишу и теперь выпускается и в кузове универсал (версии ST). Спустя 60 лет после своего рождения, SEAT не стоит на месте и продолжает свое развитие, обещая в скором будущем удивить публику еще и совершенно новым кроссовером.

6 июня 2014 года. Владислав Матяш, InfoCar.ua

Источник: InfoCar.ua

Обсуждение статьи

0013 AA  

SEAT в течении последних лет неожиданно взорвал автомобильный рынок и вопреки всем правилам авто индустрии очень стремительно завоевал значительную долю рынка , благодаря своим новым азартным моделям .

ответить   +5
Zdenek  

Статья очень интересная, познавательная и интригующая. Особенно последняя фраза. Спасибо, Влад, за проделанную работу!

ответить   +2
JN12  

Познавательно, спасибо!

ответить   +2
denkart2007  

Да, Leon красивая тачка. сейчас все авто похожи друг на лруга. Корейцы все одинаковые, только масштаб разный. Джуджаро и Да Силва просто молодцы .

ответить   +1

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся